Путешествовать
легко!
о проекте  новости   путешествия  творчество  галерея  полезное
Anna Bardygina & Dmitry Chichkin ©2004-2011

Отчет о поездке на авто. Москва - усадьба Андреевское - Кидекша – Шуя - Вычуга - Кинешма – Юрьевец - Холуй

Вычуга. Майолика.

День первый. Трасса на Владимир. Андреевское. Кидекша.

Жарким летом всегда хочется загород, особенно куда-нибудь к воде, на озера или речку. Поэтому, выбирая очередной маршрут выходного дня, решили ехать куда-нибудь на Волгу. Выбор пал на Кинешму – и не очень далеко, и город древний, а значит, есть что посмотреть, и главное, очень уж слово прикольное – Ки-неш-ма. Наверное, вы спросите, почему не более популярная Кострома.

Выезд из Москвы. Пятничная пробка

Чтобы не попасть в пятничную дачную пробку, выехали в 3 часа (благо, работа позволила уйти пораньше) и по Москве проскочили довольно быстро. Но на выезде уже была пробка, очень нудная и медленная. Она образовалась из-за ремонта моста через небольшую речку Шерну, а еще из-за того, что особо торопившиеся водители ехали по обочине, и обдавая всех дорожной пылью (спасибо, что не грязью), постоянно влезали то справа, то слева. За 3 часа мы доехали только до Павловского Посада. Когда же, наконец, вырвались из пробки и поехали в свое удовольствие, пошел сильный дождь, небо затянуло, трассу затопило, машины поплыли по трассе со скоростью 70 км. Видимость была метров 15, тучи ежеминутно исторгали молнии и гром.

Едва дождь кончился, как мы снова въехали в пробку в районе Орехово-Зуево. Через пару километров, которые удалось преодолеть минут за 40, мы увидели и источник этого затора. На трассе столкнулись два автомобиля, вокруг стояло две скорых помощи, гаи, куча легковушек. Авария была ужасная, у одной машины был полностью смят перед, от второй вообще ничего не осталось – невозможно даже было разобрать, что это за авто. Рядом с этой грудой железа стоял катер-прицеп, послуживший, возможно, причиной аварии. Наверное, на скользкой дороге его занесло, развернуло, он ударил авто, к которой был «прицеплен», а потом уже порядком помятой авто (а, возможно, даже перевернувшейся) в бок въехала еще одна машина. Кошмар!

Сладкий шоколад и несладкие мысли. Покров

После ДТП дорога была свободная, и мы быстренько въехали в Покров. Стоящие вдоль трассы деревянные домики перемежались с кирпичными двухэтажками, попадались симпатичные ресторанчики с пафосным дизайном в русском стиле (совсем непохожие на стандартные придорожные забегаловки) и простенькие мотели. Сразу захотелось что-нибудь пожевать, тем более, еще выезжая из Москвы, мы мечтали заехать в Покров и закупить шоколадок в магазинчике при заводе. У церкви, впрочем, довольно обыденной, повернули направо, за шоколадками. Но ларек, разумеется, уже был закрыт. Стало грустно, к тому же по радио постоянно рассказывали про Ливано-Израильский конфликт, и про то, как Израиль бомбит аэропорт Бейрута, порты, дороги, электростанции. К тому же, говорили, что израильские ракеты направлены в первую очередь в район Баальбека, где, по их данным, базируется радикальная группировка Хизбалла, и было страшно, что ракеты могут попасть в уникальный памятник Римской Империи, внесенный Unesco в список всемирного наследия, – огромный религиозный комплекс, построенный во времена Нерона, и повредить храмовые постройки, простоявшие здесь более 20 веков.

Андреевское. Больница в стиле классицизм.

Ну да ладно, дорога быстро стирает грустные мысли. Вот мы уже проехали знаменитые Петушки, а вот и населенный пункт Пекша. Здесь сворачиваем налево на Ларионово, чтобы заехать в деревню Андреевское и посмотреть остатки усадьбы Воронцовых - Дашковых. Кстати, хотя в карте поворот в деревне Ларионово на Андреевское нарисован направо, на самом деле в усадьбу надо ехать прямо, по мосту. Мост хороший, капитальный, а речка под ним малюсенькая, в овраге. Наверное, пару веков назад она была гораздо шире.

Никто на нас внимания не обращал и не удивлялся, как это иногда бывает в усадьбах, которые уже давно используются под дома культуры, школы, больницы, и где местные даже и не подозревают, что это здание (дома культуры, школы, больницы) было когда-то усадьбой. Видимо, жители Андреевского уже привыкли к туристам, потому что к ним часто заезжают автобусы, экскурсирующие по Золотому Кольцу, а пару лет назад усадьбу даже посетил министр МИД РФ Иванов. Он принимал участие в торжественном богослужении в память российских дипломатов, которое проходило в приусадебном храме Святого Андрея Первозванного, где находится могила владельца усадьбы Воронцова – первого министра иностранных дел России, возглавлявшего министерство в 1802-1804 гг.

Усадьба АндреевскоеУсадьба Дашковых

Строительство дворца, хозяйственных построек, церкви, закладка парка и сада в Андреевском производились во второй половине 18 века. Усадьбу окружал шикарный регулярный парк с прудами площадью 6 гектар (если кому интересно, это 600 соток) с оранжереями, где росли лимоны, ананасы, виноград. В парке были высажены кедры, на которых были мраморные таблички с выгравированными именами знатных гостей, посещавших усадьбу.

В некогда роскошном дворце, созданном по проекту архитектора Николая фон Берка в стиле классицизм, сейчас находится детский санаторий, а в служебном корпусе - школа. Парк зарос и превратился в лес, но в нем сохранилась лестница, ведущая к пруду.

На обратной дороге до трассы удивлялись, что вокруг, в деревнях стоят такие новенькие капительные домики, все ухоженное, авто нормальные во дворах стоят, дорога хорошая. А с другой стороны, и Москва недалеко, и Владимир. Дачи, дачи…

Владимир. Проезд запрещен по причине ремонта моста

На въезде во Владимир висело огромное объявление о ремонте моста через Нерль с вариантами объезда (для тех, кому надо ехать на Нижний). Очень понравилась формулировка: «Кирпич. Проезд запрещен по причине ремонта моста.» Правда, объявление гласило, что ремонт должен был закончиться как раз в июне 2006 года. Впрочем, надеяться на то, что наши доблестные строители уложились в сроки, как то не приходилось… И мы, на всякий случай, изучили варианты объезда.

Владимир решили проехать насквозь, чтобы освежить в памяти облик города, уже не раз нами посещенный. Кафешек стало в разы больше, появились и такая экзотика, как суши-бары… Но супермаркеты по-прежнему, соседствуют с разваливающимися деревянными домами без каких-либо удобств.

Дорога из Владимира на Иваново за 10 лет, прошедшие с ее обустройства, немного испортилась, местами раздолбанная, но все равно вполне приличная. По ней мы добрались до Суздаля.

Кидекша. Ночлег на природе.

День уже клонился к закату, и надо было начинать подыскивать место для ночлега. Можно было, конечно, заночевать в Суздале в гостинице, но цены уже в прошлом году не воодушевляли, а в этом, наверное, еще повысились. К тому же, в такой чудесный летний вечер хотелось выспаться на природе. Поэтому, не заезжая в город, свернули с трассы на Кидекшу.

Кидекша. Ночевка у рекиКидекша – это небольшая деревенька, расположенная в 3 км от Суздаля, где небольшая речка Каменка впадает в Нерль. Место известно двумя вещами: во-первых, на берегу реки стоит очень древняя церковь Бориса и Глеба, построенная в 1152 г., когда Кидекша была княжеской резиденцией Юрия Долгорукого, а во вторых, здесь располагается импровизированный общественный пляж. В выходные берег усеян машинами, которые подъезжают к самой воде, все купаются, загорают, тусуются прямо под стенами монастыря. Но пляжа как такового нет, все лежат на траве, а к воде спускаются по крутой тропинке. Дно в этом месте илистое, и когда купальщиков много, они месят все эту глину, и вода становится такого цвета, что все желание лезть в нее отпадает.

Если проехать по мосту и после него свернуть на асфальтированную дорожку налево, то можно попасть на другой берег реки. Сама дорога ведет на какие-то дачи, но с нее есть съезды к реке. Там купальщиков почти нет, потому что вход в реку совсем неудобный, тропинки, поросшие высокой травой, в том числе и крапивой, в реке кувшинки. Такое удобное и почти не загаженное место для пикника на берегу реки, или для рыбалки, если, конечно, в реке что-то водится. С этого берега открывается чудесный вид на монастырь, и сама панорама реки очень живописна. Здесь мы и решили заночевать.

Пока ставили палатку, спустился такой туманище, что ни церковь, ни даже саму речку не было видно. Ничего не оставалось, кроме как лечь спать.

День второй. Патакино. Малыгино. Шуя. Вычуга.

С утра проснулись оттого, что в палатке стало ужасно жарко. Солнце светило вовсю. Изучая окрестности, с удивлением обнаружили еще одну машину с палаткой, в 100 метрах от нас. Мы вспомнили, что ночью слышали голоса, и кто-то громко матерился. Представляю, как нелегко им было ставить палатку в темноте, в тумане и в траве по пояс. Пока мы кипятили наш дорожный чайник, соседи собрались и уехали, и сделали это очень грамотно, потому что через 10 минут пошел дождь, а потом ливень, а потом гроза. Мы последовали их примеру.  

Патакино. Безобразная усадьба.

Вернувшись на дорогу, по указателю поехали на Камешки. В Камешках повернули направо на первом перекресте, а после моста через ЖД дорога раздваивалась: одна уходила направо вдоль железной дороги, вторая шла прямо - на Волковойно. Мы выбрали Волковойно.

В деревеньке с необыкновенным названием Жопра коровы плавали в зеленом от ряски болоте, спасаясь от жары. Забавное зрелище. В местном магазине висело объявление о покупке у населения травы, за килограмм крапивы предлагали рубль, за чистотел – 2 рубля. В этом же магазине описывалась в виде диаграмм и таблиц его социальная миссия, и рассказывалось, что для вступления в кооператив (магазин тут до сих пор кооперативный) нужно внести пай – 50 рублей, для пенсионеров – 15 рублей.

Дальше на всем отрезке дороги ни одной таблички. Стойки под них есть, и по ним даже можно определить, где начинается, и где заканчивается деревня, а вот понять, что это за деревня, невозможно -  табличек нет. Мы даже выдвинули несколько версий, типа бомжи собрали на костер или типа был ремонт дороги, и все таблички сняли, а повесить… ну вроде как забыли. Дорога и правда была отличная, и мы пронеслись по ней так быстро, что и не заметили, как оказались у развилки. Здесь, наконец-то, мы увидели первый указатель на Патакино, гласивший, что нам нужно ехать два километра в обратном направлении, то есть в сторону пруда, где купались коровы. А вот если бы мы в Камешково не повернули бы на Волковойно, а поехали прямо вдоль железной дороги, то через 11 км как раз приехали бы к этой развилке, и увидев указатель на Патакино, сразу бы выбрали правильное направление. Правда, тогда бы мы не узнали, сколько стоит килограмм крапивы.

Засекли по счетчику два километра. Проехали одну деревню, перед въездом во вторую интуитивно свернули направо. На сей раз интуиция нас не подвела, и местные жители подтвердили, что это и есть Патакино.

Деревня Патакино в народе имеет и добрую, и дурную славу. Добрую, потому что именно из Патакино была привезена в Суздальский музей деревянного зодчества уникальная Вознесенская церковь. А дурную, потому что здесь располагается туберкулезная лечебница, где лечат самые запущенные и тяжелые случаи. Ну и контингент в этой больнице соответствующий ее профилю: зэки, бомжи. Несколько лет назад в Патакино был детский туберкулезный санаторий, и располагался он в корпусах бывшей усадьбы, которая, собственно, и была целью нашего посещения Патакино.

Если бы ни этот туберкулезный диспансер, сильно испортивший имидж деревни, Патакино можно было бы назвать идеальным местом для отдыха на природе.

Патакино. Клязьма. Бывшая усадьба

Клязьма в этом месте широкая, просторная, с островками и перекатами, берег высокий, поросший соснами, солнечные зеленые склоны покрыты земляникой, воздух пропитан хвоей и травами, и поля, поля. Такая настоящая русская красота. На противоположном берегу виднеется небольшой песочный пляжик, до него можно добраться на лодке. Но, говорят, местные в речке не купаются (на берегу мы не встретили ни одного человека), в лес не ходят, грибы-ягоды не собирают – боятся подхватить палочку Коха. Видно, очень уж им эти соседство с туберкулезниками надоело, да и больные, надо думать, не отличаются высокой культурой поведения - в огороды лазают, шастают везде, матерятся, дачи разворовывают.

Что касается усадьбы, то состояние ее оставляет желать лучшего. Во флигеле больница, главный дом развален и заброшен, даже сфотографировать нечего. Сохранились усадебные ворота и круглая сторожка из сруба рядом с воротами – ныне жилой дом. Наиболее интересное здание – Троицкая церковь, построенная в стиле классицизм. Это довольно массивное сооружение, перестраивавшееся в советское время, но сохранившее отдельные элементы декора. Сейчас храм находится в полном запустении, хотя побродить по нему довольно увлекательно. На стенах и потолке остались (что случается очень редко) фрески, и некоторые даже в неплохом состоянии, на полу – старинная плитка, произведенная (если верить штампу на обратной стороне плитки) на заводе Бергена в Харькове.

Указатель на Ковров направо в камешках, на Суздаль прямо.

Малыгино

По дороге попалось нам Малыгино - водохранилище, с сосновым лесом на берегу - место отдыха с песчаным пляжем, спусками к воде, шашлыками. Сюда даже такси ездят, и вся дорога проложена вокруг озера. Народу просто толпы, и такая суета вокруг! Машины то и дело снуют туда-сюда, ревут мотоциклы, палатки с дровами стоят, музыка орет – никакой релаксации. Зато с компанией приехать покупаться, позагорать, вина попить с шашлыками – самое оно. Ну а мы посмотрели и дальше поехали на Иваново.

Шуя

В Шую можно было бы и не заезжать, потому что дорога на Иваново идет в объезд. Но мы вычитали в книжке, что Шуя по преданию «есть один из самых древних городов и был некогда Столицею Белой России, и что само слово Шуя на сарматском языке значит «Столица». Как тут было не заехать… И мы на развилке Иваново–Шуя завернули на Шую. Заправок на предыдущем отрезке пути не было, а на въезде в Шую попалась только подозрительная Славнеть без 95 бензина.

Историческая справка

Первое документальное свидетельство о Шуе относится к 1539 году. Под этой датой Шуя упоминается в Никоновской летописи среди городов, разорённых казанским ханом Сафа-Гиреем. Но считается, что город существовал уже в середине XIV века в составе Суздальско-Нижегородского княжества. С 1403 года упоминаются князья Шуйские, которые владели городом на протяжении почти 200 лет. В 17 веке Шуя выросла в крупный торговый город и славилась своими ярмарками, здесь был большой гостиный двор. Развитию промышленности и торговли в Шуе способствовало удобное положение города на судоходной реке Тезе – притока Клязьмы. Шуя славилась своими мыловарнями, и даже на гербе города изображался «на красном поле брус мыла, означающий славные находящиеся в городе мыльные заводы». Процветал и овчинно-шубный промысел, поэтому царя Василия Шуйского в народе называли «шубником». В 18-19 вв. в Шуе появились бумагопрядильная и кожевенные  фабрики и  ткацкие полотняные мануфактуры, город  стал центром текстильной промышленности, которым остается до сих пор.

Шуя. Центральная площадь

Сегодня Шуя – небольшой город с населением около 50тыс.

Дождь и пасмурное небо, нависшее над городом, лишили его того очарования, которое обычно присуще таким местам. Нарядные деревянные дома с резными наличниками выглядели блекло, а мокрая поверхность мощеной улицы навеивала тоску. Белая стройная колокольня сливалась с серым небом и словно растворялась во влажном густом воздухе, растеряв все свое величие. Жаль, что это уникальное архитектурное и инженерное сооружение начала XIX в., которое, к тому же, является самой высокой звонницей в Европе (высота со шпилем 106 м), предстало перед нами в столь непривлекательном виде.

Центральная площадь, как обычно в провинции, обозначенная уродливым памятником Ленину и парой торговых рядов, показалась неопрятной и заброшенной. Из-за колокольни сиротливо выглядывал Воскресенский собор, такой же скучный и невыразительный.

В городском парке было пустынно и панорама реки, открывающаяся с высокого берега, не привлекала других зрителей, кроме нас. Постояв несколько минут под зонтиком и полюбовавшись на реку, которая, должно быть, очень красива в хорошую погоду, потому что даже в дождь она весьма живописна, мы залезли в машину и направились к выезду из города.

Шуя. Вид на Клязьму из центрального парка

Начались индустриальные районы. По мнению уездных властей промышленность не должна была портить город, поэтому в конце XIX века фабрики строились в отдалении от центра.

После Шуи заехали в Васильевское (развилка на 7 км после Михалково), где находится храмовый комплекс из 3-х церквей и колокольни (17-19 вв).

Историческая справка: Село известно с 1554 г., когда оно было в дворцовом ведении. Называлось оно тогда Матенинский стан (по небольшой речке Матня). Современное название село получило, вероятно, в тот период, когда здесь образовалась усадьба для соколиной охоты царя Василия Шуйского. В 1619 г. село было во владении кн. Д.М. Черкасского. В этот период здесь существовал деревянный храм Архангела Михаила. После большого пожара 1750 г., когда Васильевское находилось во владении графа П.Б. Шереметева, построен первый каменный зимний храм свт. Николая Чудотворца с приделами Архангела Михаила и свт. Митрофана Воронежского. Вскоре после этого рядом был поставлен летний храм в честь Грузинской иконы Божией Матери. В 1768 г. построен однопрестольный крупный летний храм Святой Троицы. Завершен храмовый ансамбль в 1802 г., когда возведена высокая пятиярусная колокольня. Автором проекта стал П.Е. Корсаков, крепостной архитектор кн. Трубецкого из с. Порхачёво. В 1830-е годы зимний храм свт. Николая Чудотворца был расширен и получил новую отделку фасадов. В 1918 г. из Троицкого собора вывезены уникальные иконы кисти прп. Андрея Рублёва, которые сейчас хранятся в Русском музее и Третьяковской галерее.

Церковь видно с трассы, там же есть и родники. почти все храмы сейчас в плачевном состоянии, полуразрушенные и облезлые, а железные остовы куполов, чернеющие в небе, выглядят феерично.

Васильевское. Остатки храмового ансамбля

Новая отличная дорога Иваново-Кинешма показала свое настоящее лицо у моста через реку Прошна. Там сохранился старый мост,  а новый только строят. По состоянию моста можно понять, какой эта трасса была раньше... Удручает и радует одновременно. Через пару км после моста дорога значительно сузилась - еще ведутся строительные работы, расширяют. Машины хоть и едут по 2 полосам, зато радует наличие асфальта.

Вычуга. Тезино. «Красная» церковь в неорусском стиле

Вычугу можно объехать по новой дороге, но мы поехали через город, потому что увидели на горизонте колокольню с необыкновенным силуэтом. Еще удивились – городу всего 80 лет (как гласил приветственный щит на въезде), откуда там может быть такая колокольня.

На самом деле, город действительно был образован постановлением Президиума ВЦИК в 1925-1926 гг. Но возник он не на пустом месте, а объединил 3 больших фабричных села: Бонячки, Тезино, Новая Гольчиха - и более двадцати близлежащих деревень. И заманившая нас в город колокольня была построена в селе Тезино в 1911.

Этот храм создан архитектором Кузнецовым по заказу фабриканта Ивана Кокорева, который посвятил его своей младшей дочери Лидии, трагически погибшей в 19-летнем возрасте. Лидия перед сном поправляла у иконы лампадку. Внезапно подул ветер из открытого окна, и от стоящих на столе свечей на девушке вспыхнула одежда. Ожоги были столь велики, что через пять дней она скончалась. В 1908 году в годовщину смерти Лидии была проведена торжественная закладка храма. Храм выполнен из красного кирпича без отделки, видимо, символизируя этим огонь.

 

Красная колокольня Воскресенского храма и в самом деле выглядит необычно. Заказчик хотел, чтобы она была хотя бы немного выше колокольни Ивана Великого в Кремле, что и выполнил архитектор, сделав новую колокольню еще и более узкой. Столп колокольни стремительно уходит вверх, напоминая фабричную трубу, особенно когда смотришь на нее издалека.

В декоре церкви Кузнецов использовал абрамцевскую майолику. На стенах церкви архитектор разместил огромные многофигурные панно, сделанные по его  эскизам. Такие панно не встречаются больше ни в одном сооружении и являются уникальными произведениями монументального искусства начала 20 века в стиле модерн.

Тезино. Церковь в стиле модернВычуга. Колокольня воскресенского храма. Абрамцевская Майолика

С одной стороны панно отвалилось, и на его месте появился какой-то безыскусный новодел. Но остальные панно сохранились до сих пор. На них изображены традиционные для русской церкви сцены (Архангелы, Деисус, Богоматерь Оранта, Троица), но они выполнены в непривычных нежных цветах и как бы прорисованы по контуру. Майолика, красный кирпич и колокольня делают этот комплекс оригинальным, не похожим на другие русские храмы. Удивительно, как это его не снесли в советское время…

Обошли пару раз храм, сделали пару снимков, и особо не задерживаясь, поехали дальше – в Кинешму.

День третий. Кинешма.

Кинешма

День четвертый. Парфеново. Юрьевец. Холуй. Москва

Дорога на Юрьевец - отличная, почти прямая. Поля, леса. На трассе увидели указатель на Решму, и завернули туда. На карте Решма обозначена звездочкой, типа красивые места, а еще указано, что там есть санаторий и паром. Поплутав туда-сюда мы никакого парома не нашли, зато виды на речку, и правда, открывались симпатичные. Только вот места, где можно было бы подойти к воде, мы тоже не обнаружили. Можно было и не заезжать.

Парфеново. Сосновая зона отдыха

В населенном пункте Парфеново, переезжая мост через реку Ёлнать, увидели съезд к реке и поехали туда. Вокруг реки высокие сосновые берега – в общем, чудесная зона отдыха. Около съезда есть небольшой плоский пляжик, и там, конечно, много машин и народу, но если поехать дальше, становится чище и пустыннее. Можно даже найти уединенное местечко, палатку поставить, костерочек развести – благо, дров вокруг много, и готовые костровища имеются. А в общем, народу здесь меньше чем во Владимирской области, и место более приятное, и не такое попсовое - по крайней мере такси не ходят и палаток с шашлыками нет. Подъезд к реке есть вдоль всего водохранилища, но так как берега крутые, для купания к воде все равно приходится спускаться. Зато можно лежать на высоком берегу под соснами и смотреть вниз на речку. После часового отдыха в Парфеново вырулили снова на трассу и уже без остановок добрались до Юрьевца.

Юрьевец

Юрьевец – один из тех малых русских городов, которые до сих пор сохраняют в себе атмосферу старого уездного города.

Историческая справка

Он был основан в 1225 году Владимирским князем Юрием (Георгием) – сыном знаменитого Всеволода Большое Гнездо и назван по его имени - Юрьев Повольский (он же Георгиевск). Здесь, в этом красивом месте, где Волга делает крутой поворот, напротив устья рек Унжи и Немды, на высоком холме, князь заложил крепость, вокруг которой быстро вырос посад. Находясь на пересечении важных торговых путей -  р. Волги и большой Столбовой дороги на север, город занимал важное стратегическое положение.

Но Юрьевцу так и не суждено было стать форпостом на северо-восточной границе Владимиро-Суздальского княжества. Просуществовав всего 12 лет, он был разрушен во время нашествия Батыя в 1237 году и после этого не раз менял хозяина, входя в состав Московского, Городецкого, Суздальского княжеств, Казанской губернии и Костромского наместничества. В 17 веке в Юрьевце была возведена каменная крепость с башнями, названная Белым городом, валы которой можно и теперь обнаружить на горе над акваторией речного порта. А в начале 19 века город получил регулярную планировку с главной площадью, домами городского управления, присутственными местами, казначейством, старым (1806) и новым (1825-33) Входоиерусалимским соборами и высокой 5-ярусной колокольней. Эта застройка сохранилась до наших дней.

Юрьевец. Колокольня

Расположенный всего в 60 км от Кинешмы и будучи районным центром с населением около 12 тыс., сегодня город выглядит как далекая провинция. Народу в выходные в центре мало, магазины закрыты, работают только ларьки. Ни одного кафе, или уж тем более, ресторана в исторической части города нет, да и ходить в них некому. Местные мужики выпивают прямо на улице, и закусывают там же. Туристов в городе тоже нет, хотя на главной площади стоит невзрачное здание с надписью "Гостиница". Впрочем, для особо щепетильных в городе все-таки имеется бар, внешне напоминающий столовую или чебуречную советских времен, (что было внутри, мы проверять не стали).

На доске возле здания местной администрации наклеены рукописные объявления о продаже кур-несушек, выставке местного художника в краеведческом музее и покупке мотоцикла с коляской и висит реклама (тоже рукописная) ультразвуковой стиральной машинки, которую можно приобрести в местном ДК по ценам завода-производителя – 950 рублей (интересно, кто-нибудь покупает?).

Но я люблю такие городки. Именно в них проникаешься каким-то подлинным русским духом. Уютный компактный центр Юрьевца застроен двухэтажными каменными и одноэтажными деревянными домами, которые придают улицам особое очарование. Площадь с колокольней Входоиерусалимского собора, которая кажется еще выше, чем она есть на самом деле (высота с крестом 65 метров), на фоне низкорослой городской застройки, закрыта для автомобилей и выглядит совсем пустой. Пространство площади с устремленной вверх колокольней и торговыми рядами, кажется, осталось точно таким же, как было два века назад. Никаких многоэтажек на горизонте, рекламных щитов, супермаркетов – только зеленые холмы и река. Если бы мне довелось экранизировать какое-нибудь произведение русской классики, я бы непременно сняла несколько сцен на просторной площади этого небольшого городка Юрьевца. Дима считает, что так уже поступали, имея в виду некоторые сцены  фильма  "Женитьба Бальзаминова" с Г.Вициным.

Построенная в 1952 году плотина превратила реку в водохранилище, и теперь Волга в этом месте так широка, что противоположного берега почти не видать. Создается ощущение, что ты на море, особенно когда наблюдаешь, как местные жители идут по дороге через город на пляж, в шлепках, купальниках и с полотенцами подмышкой. Длинная береговая линия могла бы быть сплошным пляжем, если бы не 3-километровая бетонная дамба, которая уродливо окольцовывает берег. Вообще, лучшим местом для купания считаются Асафовы острова. Эти острова с песчаными дюнами, соснами и небольшими озерами, вода в которых обычно теплее, чем в Волге, длинной грядой тянутся вдоль города и возвышаются над водной гладью озерной части Горьковского водохранилища.

Юрьевец. Набережная, дамба

Без дамбы нижнюю часть города давно бы затопило, потому что уровень воды в водохранилище выше уровня "земли". Интересно, что будет, когда наше государство  перестанет финансировать строительство и ремонт (очевидно, совсем недешевый) этой дамбы? Зато остальная часть города расположена на склонах холмов, с которых открываются живописные виды на реку. На одном из холмов расположился санаторий, на другом есть что-то вроде мемориала – вечного огня, куда приходят влюбленные парочки.

В городе можно было бы провести пару дней, отдохнуть, сходить в музей Андрея Тарковского (который, оказывается, родом из этих мест), съездить на острова, подняться на горы, погулять по тихому центру, да и просто полюбоваться на красавицу-Волгу.

От Юрьевца до Холуя

Из города выезжали по указателям на Пучеж. Трасса скоро пошла вдоль реки-моря, и это был самый красивый участок пути. Свернули в Пучеже направо по направлению к Палеху.  В населенном пункте Мыт, на развилке наконец-то увидели импровизированный дорожный рыночек, с грибами, ягодами, овощами. Купили провизии, причем мужик-грибник вместо сдачи выдал мне пирожок с черникой. Эти пирожки были у него не на продажу, а для себя – жена напекла и завернула ему с собой вместо обеда. Еще теплые, сдобные, ароматные пирожки – настоящая деревенская стряпня, и вкуснотища необыкновенная!

На развилке Иваново-Палех взяли курс на Палех и проехали сквозь него. Ничего примечательного в городе не обнаружили, разве что симпатичная колокольня необычного сиреневого цвета украшала центр города. На выезде из города вывернули на Южу, и дальше помчались по трассе согласно указателям. Надо сказать, трасса эта вполне нормальная, только на всем ее протяжении ни одной заправки, разве что строящаяся в Юже «Лукойл». Возле нее мы и свернули на Холуй направо, а потом еще раз направо на первой же развилке, и выехали к Тарантаево. Дорога по-прежнему была хорошая, а вот машины все куда-то подевались. Ну просто подозрительно мало машин!

Захолуйстье

Въехали в Холуй. Никакими народными промыслами и не пахло, поселок как поселок. Мы даже не смогли вспомнить, чем в этом Холуе промышляют и почему он на карте отмечен звездочкой. Позже узнали, что Холуй, как и Палех, является центром лаковой миниатюры. И что до сих пор здесь делают расписные шкатулки, медальоны, пишут иконы, есть мастерские и художественный музей. Проехали сквозь Холуй и выехали к реке Теза. Речка красивая, с зелеными берегами, извилистая и неширокая. На берегу реки стоит часовня Александра Невского и рядом собор. Через речку перекинут мост, не идеальный, конечно, но вполне проезжий.

С моста открывался хороший вид на собор, отражающийся в реке, но все портила соврешнно уродливая бетонная набережная тоже имени Александра Невского. Почему Невского? Он что, родом отсюда что-ли? – посмеялись мы. И недоумевали, зачем сделали эту набрежную. Оказывается, что речка Теза очень сильно разливается по весне, и видимо, чтобы не подтапливало город, и построили это советское безобразие.

Мост перешел в грунтовку, и мы засомневались, правильно ли едем, и пошли спросить у местных жителей. Навстречу вышла насмешливая тетечка.

- Что, молодежь, дороги испугались?

- Да нет, просто спросить хотим, правильно ли едем…

- Да правильно, правильно.

- А нам на Ковров надо…

- Да говорю же, правильно. Все у нас тут ездят.

- А дорога нормальная, асфальт будет?

- Нормальная, нормальная, и асфальт будет.

Грунтовка местами была разбитая, но ехать можно было, правда, приходилось аккуратно объезжать ямы, а где-то сбавлять скорость до 20 км в час. Но это была дорога, и дорога была! Стало ясно, почему так мало машин ехало через Южу. Вдоль дороги стояли покинутые деревни, сгоревшие дома, покосившиеся заборы. Ну какая дорога, такая и деревня… Асфальт начался минут через 20, хотя нам казалось, что мы едем по рыжей грунтовке уже час. После Исаково пошла хорошая дорога.  

И вскоре выехали на трассу Р71, по которой мы уже ехали вчера.

В Суздаль поужинать

К этому времени мы сильно проголодались и устали – позади было 400 км дороги, а до Москвы оставалось еще больше 200. Решили заехать в Суздаль, посмотреть, как изменился город за последний год, и покушать. Но облюбованное в прошлые приезды заведение «харчевня» было уже закрыто, и мы немного покатались по городу, в очередной раз любуясь на ставшие уже такими знакомыми силуэты колоколен и луковицы церквушек, извилистую речку с заросшими берегами и деревянные домики с резными наличниками. Дима вспомнил, что и в Суздале тоже снимались сцены из "Женитьбы Бальзаминова"… Но сам город изменился. В последние 2 года в Суздале понастроили новых отелей, диву даешься, как быстро! А ведь буквально пять лет назад в городе было всего три гостиницы, и пара ресторанов, заточенных под интуристов. Да даже в прошлом году их было гораздо меньше, чем теперь.

Скатались на ту сторону реки, к музею деревянного зодчества и там случайно наткнулись на новый отель «Кремль» с ресторанчиком. Цены в ресторане были московские, супы по 200 рублей, горячее и того больше – для Суздаля неимоверно дорого. Впрочем, ничего не поделаешь – город превращается в стандартный туристический центр со всеми его атрибутами: дорогими отелями, толпами народа, сувенирными лавками, едальнями, бильярдами, банями…

Воскресным вечером мы ужинали в ресторане в Суздале в полном одиночестве. Пока ждали еду, пошли погулять по отелю. Классический частный мини-отель: 16 номеров от простых двухместных (85) до люксов с джакузи (200), все свеженькое, чистенькое, стандартизированное под «европейский» стиль, новенькое – отель открылся в этом году. Такие нынче и строят в Суздале. Кстати, заячья печень в горшочке, картошечка с белыми грибами и солянка с осетриной оказались отменными.

Домой

К этому времени уже стемнело, было что-то около половины двенадцатого, и мы отказались от изначального плана ехать через Юрьев Польский и Кольчугино (вспоминая, что там не очень хорошая дорога, и полагая, что пробка из дачников возле ремонтирующегося моста на Владимирской трассе к этому времени все-таки рассосется), и решили ехать через Владимир.

Владимир объезжали по окружной, на которой через каждые 2 км стояли гаишники и ловили всех, кто ехал со скоростью больше 60 км/ч – все-таки в городе находимся… Здесь же заправились последний раз, хотя потом выяснилось, что в Московской области бензин на рубль дешевле. На трассе в населенных пунктах тоже местами были засады, но ехать быстро итак не получалось – шло очень много фур и грузовиков, да и вообще движение было довольно плотным. Но где-то за 60 км до Москвы дорога стала свободной, фуры остались ночевать на обочинах (а чего им делать в 2 часа ночи в Москве?), в результате в 2 часа ночи мы были на третьем транспортном. Кстати, пробки возле моста действительно не было. Счетчик подсказывал, что за все путешествие мы проехали 1200 км.  

К началу страницы - наверх

 

Отчеты о последних и самых интересных путешествиях

Ливан.Триполи
Ливан. Триполи

из Бейрута в Триполи, цитадель Раймонда Тулузского, мыловарни и рынок Триполи, Большая мечеть, Бурж ас-Сабаа, трущобы

Вьетнам. Май сон (Ми сон, май сан)
Вьетнам. Май сон

Как только не называют это место: храм цивилизации Тямов, вьетнамский Ангкор, святилище Чампа, кхмерские руины...

Вязники - город на Клязьме

По России на авто. На восток от Москвы

Егорьевск, Белое озеро, Гусь-Хрустальный, Муромцево усадьба, Лухтоново, Мстера, Вязники, Гороховец

Китай. Яншо.
Китай 2006

Шанхай, Гуйлинь, Яншо и речка Ли, Рисовые террасы Пиньян, Гуянг и водопад Хуангошоу, Ханчжоу, Суджоу.

     
Путешествовать
легко!
о проекте  новости   путешествия  творчество  галерея  полезное
Anna Bardygina & Dmitry Chichkin ©2004-2010



Hosted by uCoz