Путешествовать легко! | |||||||||||
Отчет о поездке во Вьетнам.Вьетнам. Отчет о поездке 2004 год |
|
|
|
Отчет о поездке. Вьетнам. Май СонКак только не называют это место: My Son, Май Сан, Ми Сон, святилище Чампа, храм цивилизации Тямов, вьетнамский Ангкор, кхмерские руины... На самом деле речь идет об одном и том же храмовом комплексе, находящимся во Вьетнамской провинции Кван-Нам в ~45 км от Хояна (65 км от Дананга). Ущелье, в котором расположился этот памятник архитектуры, со всех сторон окружено живописными зелеными горами, которые создают здесь особый микроклимат. Сюда не залетает ни один освежающий ветерок, поэтому даже в 9 утра здесь жарко и душно. А после полудня в Майсоне вообще начинается жуткое пекло, камни нагреваются так, что до них невозможно дотронуться, в воздухе висит марево. Тени исчезают, и прятаться от палящих лучей солнца негде. В таком климате даже стойкие вьетнамцы чувствуют себя некомфортно: на наших глазах одна из посещавших храм вьетнамских школьниц потеряла сознание. Поэтому всех туристов сюда возят рано утром и они, что в общем-то нехарактерно для Вьетнама в целом, ходят группами и создают толпу. Для того, чтобы занять место в джипе, которые курсируют от кассы и музея до комплекса и обратно (проезд в джипе входит в стоимость билетов), нам пришлось стоять в очереди и, как в метро, подгадывать место, где окажутся двери машины, чтобы влезть в нее раньше остальных. Можно, конечно, и пройти эти 2 км пешком, что мы и сделали по дороге туда, но из-за жары небольшая прогулка может показаться сплошным мучением. Этот храмовый комплекс, конечно, производит сильное впечатление. Жара, яркое солнце, окружающие горы и сами развалины создают какую-то необыкновенную атмосферу. Высокие пирамидообразные сооружения без окон завораживают и манят. Снаружи кажется, что они похожи друг над друга, но в древности они выполняли разную роль. В одних совершались жертвоприношения и таинственные ритуалы, в других хранились богатства - в эти помещения могли входить только жрецы. Высокие башни должны были символизировать мощь и силу короля, они украшены откровенными барельефами и скульптурами, изображающими богов и демонов. В другие пирамиды разрешался вход всем желающим. Удивительно, что хотя внутри нет окон и царит темнота, там также жарко, как и снаружи, а выходя из храма чувствуешь какое-то облегчение. Наверное это сакральное место, будучи в древности надежно спрятанным от глаз посторонних и защищенным от непрошенных гостей, и теперь встречает чужаков негостеприимно. Кстати, не смотря на то, что сейчас эта территория является достопримечательностью и сюда ежедневно приезжают толпы туристов, вероятность нарваться на мину, случайно уцелевшую со времен войны с американцами, все же сохраняется. Поэтому в на территории раскопок везде весят предупреждающие таблички, рекомендующие туристам не сходить с тропы, не ходить по траве и не забираться на развалины.
Историческая справка Период Champa. Королевство тямов. Государство Чампов (Champa) образовалось во II веке н.э. и занимало территорию вокруг сегодняшнего Дананга. Чампы (они же тямы) имели тесные экономические и культурные связи с Индией и Кхмерским царством, их художественные вкусы формировались под воздействием соседних государств. Экономическим центром королевства тямов был Хоянь, политическим - Tra Kieu. У тямов была и резиденция на воде - Champa Island - остров в Южно-Китайском море, романтические очертания которого видны с берега и выступают над водой словно мираж. С Х в. по ХIV в. Чампа вступила в период упадка из-за бесконечных войн с соседями, а в 16 веке и вовсе потеряла независимость и вошла в состав Вьетнама. Май-Сон был объявлен объектом Всемирного наследия в декабре 1999 г. Основанием стала его особая ценность как памятника культуры, истории и природной среды. Это место сильно пострадало от бомбежек, вандализма, наводнений и эрозии. Оно подверглось страшным опустошениям во время войны в Индокитае. Позднее, в 1969 г. этот археологический район подвергся налету тяжелых бомбардировщиков, при котором были разрушены главные храмы и серьезно повреждены многие другие. Комплекс состоит из нескольких храмов, схема которых висит в музее и на входе в комплекс, а также эта схема нарисована на обратной стороне билетов. Но разобраться, где какой храм, не так-то просто, потому что на них самих этого не написано. И вокруг, конечно, никто не знает, где какой храм. На самом деле, хорошо сохранился, а точнее, восстановлен, только один комплекс, он и является лицом My Son. Остальные храмы представляют собой невысокие холмики из темно-красного кирпича, поросшие травой и деревьями или вовсе бесформенные развалины, на которых написано, что они находятся в стадии реставрации и забираться на них посетителям категорически запрещается. Май 2004 |
Отчеты о последних и самых интересных путешествиях |
|||||||||||
|
|
|
|
Путешествовать легко! |