Путешествовать
легко!
о проекте  новости   путешествия  творчество  галерея  полезное
Anna Bardygina & Dmitry Chichkin ©2004-2011

Путешествия / На восток / Сирия / Отчет о поездке 4 (Хама и окрестности)

Сирия отчет "Хама и окрестности": Qasr Ibn Wardan, Sarouj, Qaalat Shaizar, Apamea, Masyaf, Hosn Suleiman

Сирия. Калаат-аль-Кахф. Крепость

• Хама. Нории. Старый город. Отель
  • Саруж - глиняная деревня в "африканском стиле"
  • Каср ибн-Вардан
  • Калаат Шейзар - замок ассасинцев
  • Калаат Мисиаф - крепость ассасинцев
  • Апамея
  • Хосн Сулейман -

Наша 4-я поездка в Сирию состоялась в ноябре 2006 года. В этот раз мы захватили с собой двух подружек, которые еще ни разу в Сирии не бывали, но были наслышаны о стране. Они были согласны на любой маршрут, придуманный нами, с одним условием - заезд в Дамаск и посещение рынка Хамедие. Мы же хотели посмотреть Хаму, которую недосмотрели в прошлую нашу поездку, ее окрестности, Апамею и Хосн Сулейман.

Авиабилеты Москва-Дамаск-Москва покупали по акции Аэрофлота, тариф был 99 евро, с учетом сборов вышло около 6000 рублей (а ведь пару лет назад мы покупали их ровно вдвое дешевле). Летели на 3 дня, визу получали на границе. И хотя в сети были сообщения об ужесточении визового режима для незамужних женщин до 30 лет, девушки получили печати в свои паспорта без лишних вопросов.

Самолет вылетел без задержки, и мы прибыли в аэропорт Дамаска вовремя. Так как это была пятница, а в Сирии пятница - выходной, и соответственно, рынок закрыт, мы решили отложить осмотр города на последний день, и из аэропорта прямиком отправились на автовокзал (такси 10 баксов), чтобы сесть на автобус до Хамы. На автовокзале мы протусовались целый час: пока разобрались, откуда отходит автобус до Хамы, пока выяснили, когда ближайший рейс, пока нашли кассу, пока дождались автобуса... На самом деле нам, конечно, повезло, так как первый автобус на Хаму отходил всего через 30 минут, и мы еще успели попить чайку в вокзальной столовке.

Вообще автобусными перевозками в Сирии занимается несколько компаний, на автовокзале каждая компания базируется в своем ларьке, где есть касса, расписание, и где можно сидеть в ожидании своего рейса. Автобусы разных компаний отличаются по комфортности и цене билетов соответственно, но в данном случае цена и комфорт не играли для роли, и мы просто выбрали ближайший рейс. Транспортная система в Сирии развита очень хорошо, и даже ночью можно уехать общественным транспортом в нужном вам направлении в течение 2 часов.

От Дамаска до Хамы около 230 км, соответственно добрались мы до нее на рассвете, даже немного соснув в пути. Автобус был очень комфортный, во время поездки никто не курил, раздавали воду и шоколадные конфеты. Привез  он нас почти в самый центр города, откуда мы за 5 минут дошли до района с отелями. В Лонели Планет по Сирии сказано, что в Хаме хорошие отели, и это действительно так. Во время прошлой нашей поездки мы заходили в  Noria Hotel, и он нам очень понравился: номера там были чистые, уютные, с отоплением и комфортными санузлами, по 30 долларов за дабл. Мы даже планировали остановится в нем сейчас, но не дойдя буквально 10 метров, на этой же улице Shoukri al-Quwatli, мы увидели два других отеля: Cairo и Riad, которые были описаны в путеводители как более бюджетные, но очень достойные. Мы зашли в Riad , посмотрели номера, и заселились, взяв два двухместных номера с удобствами. Комнаты тут были, конечно, поменьше, чем в Noria Hotel, и обстановка в них была скромная, но чистота, тепло, холодильник, горячая вода и нормальный санузел присутствовали. Так как было уже около 6 утра, за первую ночь с нас денег не взяли, а за две оставшиеся ночи мы заплатили 40 долларов (по 10 долларов в сутки за двухместный номер, что было в 3 раза дешевле, чем в Noria). И тут я не могу не согласиться с авторами путеводителя отель Riad в Хаме (и, вероятно, отель Cairo тоже, так как они описаны в путеводители как братья-близнецы)  - одно из лучших дешевых мест для ночевки в Сирии.

За окном раздавались утренние песни петуха и пронзительный голос муэдзина, возвещавший о начале молитвы, и под эти чудесные звуки мы уютно растянулись на своих кроватях и вздремнули. 4 часа сна оказалось достаточным для отдыха, и в районе 11 утра мы уже толпились у стойки ресепшена и обсуждали, куда бы нам сегодня податься. На ресепшене была небольшая библиотека, где можно было позаимствовать какой-нибудь путеводитель, карту или посмотреть открытки с достопримечательностями. В Апамею ехать было уже поздновато, да и напрягать себя долгим путешествием в день приезда не хотелось, поэтому мы решили заказать авто с водителем и скататься в замок Каср-ибн-Вардан, по дороге заглянув в интересную деревушку глинобитными домиками необычной  формы.

Через пару часов (за которые мы как раз успели немного прогуляться по окрестным улицам и позавтракать, а так же набрать с собой свежевыпеченных на улице пирожков с козьим сыром, зеленью и помидорами по 5 лир и мандаринов по 15 лир за кило), ко входу в отель подъехал очень колоритный белый мерседес. Мы загрузились в него и отправились в Каср-ибн-Вардан.

Развалины византийского замка Ибн-Вардан находятся в 60 км к северо-востоку от Хамы, по направлению к границе с Ираком в довольно пустынной местности. Нет, тут не такая пустыня, как в Египте, а скорее, степь, с красной каменистой землей и даже какими-то посадками и деревьями. Летом солнце тут жарит по полной программе летом, прохлада с побережья сюда не добирается, душно и пыльно. А зимой, напротив, ветер гонит холодный воздух и ночами бывают заморозки. Земля здесь густая, комлистая, тяжелая для обработки.

Еще в первую нашу поездку в Сирию гид рассказывал нам, что эту землю можно пахать только вручную, потому что на поверхность земли постоянно выходят камни, которые ломают технику. Я уже не помню, что он говорил по поводу того, откуда берутся эти камни в почве, но знаю только, что камни эти могут передвигаться из глубины наверх. Говорят, что если камни не убирать, то за несколько десятков лет они способны покрыть поверхность земли довольно плотно. Крестьяне постоянно собирают эти камни со своих полей, строят из них загоны для животных, ограждают свои наделы, в общем используют в хозяйстве. Но необработанная красно-коричневая земля с вышедшими булыжниками разной формы придает пейзажу марсианский вид, особенно осенью, когда "нивы сжаты, рощи голы".

В этой прожженной солнцем местности существуют интересные деревушки, наиболее известные из которых Sarouj в 50 км от Хамы и Twalid Dabaghein, расположенная чуть дальше. Здесь этих деревнях стоят такие живописные дома (beehive houses), что они уже давно превратились в замечательный туристический аттракцион.

Дома эти напоминают куполообразные шалаши, только сделанные целиком из глины. В них нет окон и только одна узкая и низкая входная дверь, через которую нужно ходить, согнувшись, но именно такая конструкция позволяет хоть как-то сохранять прохладную температуру внутри помещения летом и тепло зимой. Такие жилища в этом регионе были популярны еще в древности, несколько тысяч лет назад, а сейчас в некоторых пустынных регионах Сирии сохранилась традиция строить такие сооружения, правда чаще всего постройки в этом стиле используются как сараи и подсобные помещения. Еще помню аналогичные строение, правда выполненные более технично, мы наблюдали в Иране, где их использовали в качестве холодильника.

В деревне около двух десятков таких домов, в них живут, держат скот, хранят продукты. В одном из домов создано что-то вроде ресепшена с лобби-баром (шучу), там встречают заезжих туристов и поят их чаем или кофе за небольшую денежку. Но нам было жалко времени на посиделки, и мы сразу побежали гулять по деревне и фотографировать живописные хижины. Откуда ни возьмись, появились дети и окружили нас плотным кольцом. Некоторые, особо общительные, брали нас за руки - им было очень престижно водить по деревне иностранцев. Но дети были не совсем бескорыстны в своих помыслах, и вскоре мы поняли, что они желают получить от нас конфеты и ручки (они называют это бик - очевидно, по названию единственно известной им фирмы). У нас было с собой пара конфет и пара ручек, которые мы и отдали. Я вспомнила свое детство, когда мы точно также желали получить яркие карандаши с ластиками и жевачки от приехавших в школу американцев.

Историческая справка

Ноябрь 2006

Отчет 1 .Дамаск, Босра, Пальмира

• Отчет 2. (Дамаск, Алеппо, Базилика Сент-Симон, Латакия, Хомс, Тартус, Калаат Салах-ад-Дин)

Отчет 3. Дамаск, Маалюя, Саедная, Хомс, Хама, Крак, Калаат Маркаб, Алеппо)

• Отчет 4. (Хама, Апамея, Мисиаф, Шейзар, Каср-ибн-Вардан и деревня, Хосн Сулейман)

Отчет 5. (Тартус, Калаат-аль-Каваби, Калаат-аль-Кахф, Софита, Арвад, Амрит)

Отчеты о последних и самых интересных путешествиях

Ливан.Триполи
Ливан. Триполи

из Бейрута в Триполи, цитадель Раймонда Тулузского, мыловарни и рынок Триполи, Большая мечеть, Бурж ас-Сабаа, трущобы

Вьетнам. Май сон (Ми сон, май сан)
Вьетнам. Май сон

Как только не называют это место: храм цивилизации Тямов, вьетнамский Ангкор, святилище Чампа, кхмерские руины...

Иран. Персеполис.
Иран на ноябрьские

Персеполис и Пасаргады, Шираз, Язд, Исфахан, Кашан, отели и еда в Иране, путеводители по Ирану, исламский дресс-код

Китай. Яншо.
Китай 2006

Шанхай, Гуйлинь, Яншо, Рисовые террасы Пиньян, Гуянг и водопад Хуангошоу, Ханчжоу, Суджоу.